1. Главная
  2. Публикации
  3. Проблемные вопросы процедуры категорирования объектов КИИ. Часть 2

Проблемные вопросы процедуры категорирования объектов КИИ. Часть 2

7 мая 2019
22314

Автор: Константин Саматов, руководитель направления Аналитического центра УЦСБ

Несколько слов о том, что такое категорирование

Определение термина «категорирование» содержится в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Под «категорированием» понимается установление соответствия объекта критической информационной инфраструктуры (далее по тексту – КИИ) критериям значимости и показателям их значений, присвоение ему одной из категорий значимости, проверку сведений о результатах ее присвоения.

Таким образом, категорирование - это некая процедура, в ходе которой объект КИИ оценивается по некоторой совокупности показателей и исходя из значений этих показателей ему присваивается категория значимости, либо принимается мотивированное решение о ее отсутствии. На основании установленной категории значимости (при ее наличии) определяется базовый набор мер по обеспечению безопасности.

Процедура категорирования определяется Правилами категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. № 127), далее по тексту – Правила категорирования.

Следует отметить, что Правила категорирования определяют именно процедуру категорирования и не дают толкование дефинициям «объект КИИ» и (или) «субъект КИИ», т.е. содержат нормы процессуального, а не материального права.

Автор обращает внимание на важность данного момента, т.к. в практике ему нередко приходилось сталкиваться с таким мнением, что информационные системы, автоматизированные системы или информационно-телекоммуникационные сети, которые не обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов и не осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов, якобы, не являются объектами КИИ. Данная точка зрения представляется неверной. Перечисленные системы являются объектами КИИ, однако они не подлежат включению в перечень объектов КИИ, подлежащих категорированию и, соответственно, самому категорированию. 

Проведение категорирования 

Схематично процедуру категорирования можно представить в следующем виде:


Рисунок 1 – Процедура категорирования

Рассмотрим процедуру категорирования более подробно:

Этап 1. Формирование комиссии по категорированию.

Одним из проблемных вопросов на сегодняшний день является формирование комиссии по категорированию. Несмотря на то, что состав комиссии прописан в п. 11 Правил категорирования, на практике возникают следующие, требующие решения, вопросы:

Кто должен возглавлять комиссию по категорированию?

Пунктом 13 Правил категорирования установлено, что комиссию по категорированию возглавляет руководитель субъекта КИИ или уполномоченное им лицо. При этом, относительно того, кто должен быть уполномоченным лицом, единой позиции нет. Исходя из практического опыта автора, можно сказать, что данным лицом является, как правило, работник, отвечающий за безопасность организации (руководитель службы безопасности, руководитель службы информационной безопасности, заместитель директора по безопасности и т.п.), либо главный инженер промышленного предприятия. По мнению автора, уполномоченным лицом должен быть работник из числа топ менеджмента, в чьи функциональные обязанности входит курирование вопросов обеспечения безопасности.

 Какие дополнительные специалисты должны входить в комиссию помимо перечисленных в п. 11 Правил категорирования?

Постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127», Правила категорирования были дополнены пунктом 11.1. следующего содержания: «По решению руководителя субъекта критической информационной инфраструктуры в состав комиссии могут быть включены иные работники, ‎в том числе работники финансово-экономического подразделения».

Указанное дополнение позволяет включать в комиссии всех имеющихся у субъекта КИИ специалистов, знания и навыки которых необходимы для корректного расчета и оценки показателей критериев значимости. Прежде всего это касается специалистов финансово-экономического подразделения, необходимых для расчета показателей экономической значимости (раздел 3) и представления их для рассмотрения членами комиссии по категорированию, а также специалистов юридических подразделений для проверки корректности соблюдения процедуры и оформления документов.

Можно ли создавать разные комиссии в филиалах территориально распределенной организации?

Ранее уже упоминавшееся Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127 дополнило Правила категорирования пунктом 11.2. следующего содержания: «По решению руководителя субъекта критической информационной инфраструктуры, имеющего филиалы, представительства, могут создаваться отдельные комиссии для категорирования объектов критической информационной инфраструктуры в этих филиалах, представительствах. В этом случае комиссия субъекта критической информационной инфраструктуры координирует и контролирует деятельность комиссий по категорированию».

На практике, ранее существовавшая проблема с необходимостью создания больших (по количеству участников) комиссий, теперь трансформировалась в проблему управления территориально распределенными комиссиями и их контроля. Во избежание конфликтов между комиссией по категорированию субъекта КИИ и комиссиями по категорированию в филиалах (представительствах), связанных со сферами ответственности, по мнению автора, целесообразно регламентировать функциональные обязанности, полномочия и ответственности в локальном нормативном акте, например, регламенте «по работе комиссий по категорированию».

Этап 2. Подготовка перечня объектов КИИ подлежащих категорированию.

В соответствии с п. 14 Правил категорирования для формирования перечня объектов КИИ подлежащих категорированию комиссии по категорированию необходимо:

а) определить процессы, в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта КИИ.

б) выявить те из них, которые являются критическими, т.е. их нарушение и (или) прекращение может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.

в) выявить объекты КИИ, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения выполнения критических процессов, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов, для включения в перечень объектов;

То есть, в перечень объектов КИИ, подлежащих категорированию, включаются только те объекты, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов и (или) осуществляют их управление, контроль или мониторинг, а, следовательно, они и подлежат категорированию.

На практике, нередко возникает следующий вопрос «что первично перечень объектов КИИ или перечень процессов?». Напомню, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» объекты КИИ - это информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов КИИ и ничего более. Иными словами, если даже объект КИИ не обеспечивает критические процессы, он, всё таки, не перестает быть объектом КИИ. Поэтому, составление «перечня объектов КИИ» (не нужно путать с «перечнем объектов КИИ подлежащих категорированию») лежит вне рамок самой процедуры категорирования, а должно, по мнению автора, предшествовать ей.

В рамках же самой процедуры категорирования осуществляется выявление критических процессов, а затем из перечня объектов КИИ вычленяются объекты КИИ, подлежащие категорированию.

Как определить, относится процесс к критическим или нет? Поскольку категорированию подлежат только объекты КИИ, которые автоматизируют критические процессы, на практике перед субъектом КИИ встает вопрос о том, как определить, что тот или иной процесс является критическим.

Действующее законодательство в области КИИ не содержит методики выявления критических процессов, а значит, вопрос отнесения того или иного процесса к критическому остается исключительно на усмотрение субъекта КИИ.

В связи с этим возникают разные подходы к выявлению критических процессов:

  1. Субъект может обосновать, что критические процессы у него отсутствуют, а, следовательно, нет и значимых объектов КИИ. Такой подход вполне может иметь практическое применение, однако, по мнению автора, при возникновении компьютерного инцидента с резонансными последствиями, субъект рискует быть подвергнут наказанию со стороны контрольно-надзорных органов.
  2. К критическим относятся только те процессы, которые обеспечивают основные виды деятельности субъекта. Основные виды деятельности субъекта, как правило, содержатся в его уставных документах. Если следовать данному подходу, субъекту необходимо проанализировать Устав и ЕГРЮЛ и выделить в нем виды деятельности, задекларированные как основные. Далее для составления перечня объектов КИИ подлежащих категорированию следует определить, какие объекты участвуют в автоматизации указанных видов деятельности. Однако, по мнению автора, у данного подхода есть один существенный недостаток – сфера деятельности субъекта КИИ и сфера, в которой функционирует принадлежащий ему объект КИИ, могут не совпадать. Например, любой территориальный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» будет относиться к финансово-кредитной сфере, но в силу статьи 91 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» принадлежащие ему объекты КИИ относятся к «информационным системам в сфере здравоохранения».
  3. К критическим следует относить полностью все процессы исходя из той логики, что нарушение вспомогательного процесса может, прямо или косвенно, привести к нарушению основного. Недостатком данного подхода, по мнению автора, является то, что при нем рассматриваются сценарии, возникновение которых на практике, весьма маловероятно. В результате, значимость объектов КИИ переоценивается.

По мнению автора, определение критичности процесса должно базироваться на общей логике закона. Речь идет о том, что к критическим нужно относить те процессы, нарушение нормального функционирования которых может привести к последствиям, указанным в Перечне показателей критериев значимости объектов КИИ (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 № 127), и, соответственно, выделять конкретные объекты КИИ, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения выполнения критических процессов.

Этап 3. Оценка объектов КИИ в соответствии с показателями критериев значимости и присвоение каждому из объектов КИИ категории, либо принятие решения об отсутствии необходимости ее присвоения.

На данном этапе комиссия оценивает объекты КИИ по всем показателям критериев значимости утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.02.2018 № 127 и, в зависимости от полученных в ходе оценки значений, принимает решение о присвоении объекту КИИ одной из категории значимости, либо об ее отсутствии. Здесь следует отметить следующие важные, с практической точки зрения, моменты:

1. В практической деятельности получила распространение точка зрения о том, что категорий значимости четыре (0,1,2,3). Эта точка зрения ошибочна. Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» устанавливается три категории значимости объектов критической информационной инфраструктуры - первая, вторая и третья.

Субъекты КИИ присваивают одну из категорий значимости объектам КИИ. Если объект КИИ не соответствует критериям значимости, показателям этих критериев и их значениям, ему не присваивается ни одна из таких категорий. Иными словами, можно говорить о том, что существует два вида объектов КИИ: «значимые» и «не значимые», а значимые объекты КИИ имеют три категории.

2. Оценка каждого конкретного объекта КИИ по показателям критериев значимости осуществляется членами комиссии по категорированию, как правило (во всяком случае автор пока не встречал иного), экспертным методом. Каких-либо утвержденных методик проведения расчетов по данным показателям, в настоящее время, нет.

3. Как осуществлять присвоение категории значимости объекту КИИ: с учетом мер защиты или без?

В настоящее время рядом экспертов высказывается мнение о том, что при присвоении объекту КИИ категории значимости, необходимо учитывать принятые на объекте меры защиты.

При этом, на практике, нередки ситуации, когда меры защиты изначально встроены в объект КИИ при его создании, реализуются с момента ввода его в эксплуатацию и не отделимы от объекта КИИ (архитектурные компоненты).

В то же время, согласно пп. «д» п. 5 Правил, оценка масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах КИИ производится в соответствии с перечнем показателей критериев значимости, и никак иначе.

Иными словами, реализация мер обеспечения информационной безопасности не оказывает влияние на присвоение объекту КИИ категории значимости. При определении категории значимости в расчет берутся последствия от уже реализованной гипотетической компьютерной атаки и сравниваются с перечнем показателей критериев значимости – какому показателю соответствует, такая категория и присваивается. Логика этого вполне очевидна и понятна, в расчет категории значимости берутся те последствия, к которым приведет успешная реализация в отношении объекта КИИ компьютерной атаки. В свою очередь, меры защиты лишь позволяют избежать указанной атаки или существенно затруднить ее реализацию и не могут влиять на причиненный в результате нее ущерб.

Этап 4. Подготовка итоговых документов по результатам категорирования.

По итогам своей работы, комиссия по категорированию подготавливает два документа:

1. Акт о категорировании. Перечень информации о субъекте и объектах КИИ, которая должна быть включена в акт определяется п. 16 Правил категорирования.

Акт подписывается членами комиссии по категорированию и утверждается руководителем субъекта КИИ и только им, а не председателем комиссии, в случае если комиссию возглавляет не руководитель субъекта КИИ, а уполномоченное им лицо.

Субъект критической информационной инфраструктуры обеспечивает хранение акта до вывода из эксплуатации объекта критической информационной инфраструктуры или до изменения категории значимости. Направление акта во ФСТЭК России не требуется.

2. Сведения о результатах присвоения объекту КИИ одной из категорий значимости, либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий. Данные сведения в течение 10 дней со дня утверждения акта направляются во ФСТЭК России. Форма сведений утверждена приказом ФСТЭК России от 22.12.2017 № 236.

Таким образом, важно понимать, что акт и сведения это два абсолютно разных документа, содержание которых и действия, осуществляемые с ними, также различны.

Сроки категорирования

Согласно п. 15 Правил максимальный срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения субъектом КИИ перечня объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2019 г. № 452 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127» на субъектов КИИ, государственных органов и государственных учреждений, возложена обязанность утвердить перечень объектов КИИ, подлежащих категорированию до 1 сентября 2019 года. Таким образом, указанные субъекты КИИ обязаны завершить процедуру категорирования до 1 сентября 2020 года.

Относительно субъектов КИИ – российских юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей срок утверждения перечня объектов КИИ, подлежащих категорированию (до 1 сентября 2020 года) носит рекомендательный характер.

Таким образом, по мнению автора, поскольку срок законодательно не установлен (не обязателен), субъект КИИ из числа российских юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, вправе сам выбирать приемлемый для него срок подготовки и отправки перечня. С учетом того, что формирование перечня объектов КИИ является одним из этапов процесса категорирования (п. 5 Правил) можно говорить о том, что, по сути, реальный срок категорирования в большинстве случаев будет превышать один год, а в ряде случаев будет составлять и несколько лет.

При этом, следует иметь в виду, что в ходе процедуры категорирования может измениться реестр объектов КИИ подлежащих категорированию, например, появятся новые объекты КИИ, либо часть будет выведена из эксплуатации и т.п. Результатом чего может стать несовпадение сведений, содержащихся в итоговых актах категорирования и направленном ранее во ФСТЭК России перечне объектов КИИ, что, по мнению автора, непременно повлечет вопросы регулятора.

Действующее законодательство не предусматривает обязанность субъекта по направлению измененного перечня объектов КИИ, однако, по мнению автора, во избежание претензий регулятора, целесообразно подготовить новую редакцию перечня, пояснительную записку с приложением приказов о вводе в эксплуатацию (выводе из эксплуатации) объекта КИИ и направить весь этот комплект документов регулятору совместно с актами категорирования.

__________________
В данной публикации использовались материалы, опубликованные автором ранее в Журнале Information Security №2/2019